За год войны выпуск книг в России сократился на 23%. Основные причины – цензура и международные санкции, серьезно повлиявшие книгопечатание. Главным бестселлером в 2022 году, если верить Российской книжной палате, стало переиздание книги митрополита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые и другие рассказы” – 50 тысяч экземпляров. Подлинные бестселлеры – дилогия “Лето в пионерском галстуке” и “О чем молчит Ласточка” Елены Малисовой и Катерины Сильвановой – изымаются из продажи после принятия закона о “пропаганде ЛГБТ”, а авторов объявили иноагентами.
Созданы все условия для возрождения “тамиздата”. В 2022-23 годах возникло несколько русских издательств за рубежом, в их числе – Freedom Letters. Его основатель Георгий Урушадзе был генеральным директором премии “Большая книга”, но после начала войны покинул эту и другие должности и уехал из России. Freedom Letters выпустило уже более двух десятков книг на русском, английском и украинском языках. Электронные издания можно приобрести на сайте издательства и на международных площадках (Amazon, iBooks и др.)
Георгий Урушадзе рассказал Радио Свобода о достижениях и планах Freedom Letters.
Cooperation with Russian anti-war writers not possible in current circumstances, Ukrainians say.
Многим было очевидно, что вследствие цензуры, давно набиравшей и наконец набравшей в России силу, за границей должны появиться свободные издательства современной русской литературы. В Израиле эта идей материализовалась изнутри книжных магазинов - появился проект Виталия Кабакова «Вольное книгопечатание», занялся издательской деятельностью книжный магазин «Бабель» в Тель-Авиве. В Европе же до сих пор выходили лишь отдельные книги на русском языке. И вдруг Георгий Урушадзе, известный и опытный медиаменеджер, бывший генеральный директор премий «Большая книга», «Дебют», «Книгуру», объявил о создании издательства Freedom Letters. И не только объявил, но тут же выпустил первые книги - кажется, буквально в один день.
Я тоже прочитал роман Сергея Давыдова “Спрингфилд” и впечатлился настолько, что мы с Наташей сгоняли на другой конец Германии и сделали интервью с автором.
Пропаганда — это донос наоборот. Если ты не хочешь вступать в конфликт с властью, тебе следует говорить то, что ей нравится. Когда «трон» теряет устойчивость, начинает шататься, власть усиливает поиск своих врагов, как реальных, так и потенциальных. А поскольку сегодня «работающими» за или против являются все три пространства (физическое, информационное и виртуальное), то потенциальных предателей ищут везде. И не только власти, но и правоверные граждане. Для них это даже счастье, что власть начинает прислушиваться к их словам.
Since Feb. 24, 2022, the Russian book market has faced many problems: rising prices for paper, logistics, new laws against so-called LGBT propaganda and foreign influence, and the refusal of foreign authors and publishers to work with Russia. A writer’s anti-war position may also be a make it difficult to find a publisher.
Georgy Urushadze, the former general director of Russia’s most prestigious literary award, Big Book, announced in April this year the opening of a new publishing house outside of Russia. It prints the writer Sergey Davydov, who emigrated to Germany, the famous Kyiv Russian-speaking poet Alexander Kabanov, and republishes Yuli Dubov’s Big Ration, a novel whose hero is easily guessed as Boris Berezovsky. DW correspondent spoke with the publisher about his plans and what is happening now with books in Russia.
Квир-роман об американской мечте двух молодых жителей Самары
Георгий Урушадзе, в прошлом генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга», в апреле открыл независимое издательство неподцензурной литературы. Мы поговорили о русской литературе, о причинах запретов в России. И, конечно, Георгий посоветовал, какие книги стоит прочитать.
Интервью Сергея Давыдова. Он написал роман «Спрингфилд» про двух квир-парней из провинции, но на самом деле про всех нас.
Тридцать лет русскоязычная литература пыталась найти себя, понять прошлое и переизобрести настоящее. Но началась война. Некоторые авторы были вынуждены эмигрировать, другие — работать в условиях цензуры. Какая она — новая литературная реальность, «7х7» рассказал книжный обозреватель Максим Мамлыга.
Пропустила, а оказывается, в FreedomLetters в электронном виде вышел замечательный роман русскоязычного украинца Алексея Никитина “От лица огня”.
Отрывок из книги о низовом антивоенном протесте
Российские чиновники превратили военные похороны в казенное мероприятие, где сами погибшие никого не интересуют. Об этом новая книга Светланы Еремеевой «Мертвое время»
Сергей Давыдов рассказал Радио Свобода о своих творческих принципах, жизни в России и опыте эмиграции.
Как быть русскоязычному автору, который перпендикулярен нынешней российской государственности? Как действовать, как писать — и писать ли вообще? Константин Кропоткин поговорил об этом с драматургом Сергеем Давыдовым, написавшим в прошлом году «Спрингфилд» — роман «об очередном прибитом родиной поколении», по определению издателей из Freedom Letters. Тридцатилетний автор обозначает свой прозаический дебют как «квир-роман», давая понять и то, что сам он уже по факту существования обречен на молчание в стране, где с декабря прошлого года законодательно запрещено открытое публичное присутствие людей из сообщества ЛГБТ+.
Почему «Спрингфилд» — важное явление русскоязычной литературы
Она ищет связи между частными проблемами людей и недостатками системы. И всегда находит
Важно ли знать возраст писателя, читая его прозу
«Туареги» — сборник пьес Светланы Петрийчук, арестованной по «театральному делу»
Фигуранткам «нового театрального дела» продлили срок заключения в СИЗО на два месяца
В прошлом году журналист уехал из страны и создал русское издательство за рубежом
В издательстве Freedom Letters вышла книга «У фашистов мало краски»_— история антивоенного протеста внутри России за полтора года войны.
“Границы сред” издаются “в бумаге” уже второй раз. Первый изданный тираж пропал с прилавков, как только бдительные унтера Пришибеевы, живущие в наших затылках, обнаружили в романе слово “лесбиянки”, сейчас считанные бумажные экземпляры этого тиража являются свежеиспеченной библиографической редкостью.
С начала полномасштабной войны в России появились тысячи памятников погибшим в Украине российским военным. СМИ и блогеры и сейчас регулярно публикуют сообщения о новых мемориалах.
Полит.ру знакомит читателей с книгами, вошедшими в число претендентов на премию «ПолитПросвет» — специальную награду премии «Просветитель». В нынешнем году на нее претендует двенадцать книг, написанных на русском языке, о текущем общественно-политическом процессе. Финалистов группы премий «Просветитель» объявят до 30 сентября.
Почему власти России не смогли превратить погибшего военного в символическую фигуру, и как из общества вытесняют скорбь
Когда репрессий все больше, можно ли оставаться свободным? Зачем издавать книги о войне? Как государство сражается с просвещением, и почему победа последнего – это всегда индивидуальный выбор? Об этом Юлия Тарковская поговорила с Георгием Урушадзе, основателем издательства Freedom Letters.
Основатель нового «тамиздата» Георгий Урушадзе — о самоцензуре на родине и осмыслении войны в литературе
Драматургия обстоятельств
Новый выпуск программы Николая Александрова «Не только о книгах». Гость программы — основатель издательства Freedom Letters Георгий Урушадзе.
Организаторы фантастической литературной премии «Новые горизонты» опубликовали номинационный список уже одиннадцатого сезона. В него вошли русскоязычные книги и электронные публикации, претендующие на статус «лучшего произведения фантастического жанра, оригинального по тематике, образам и стилю».
В новом выпуске программы “Книжное казино. Истории” на канале @diletant_media Георгий Урушадзе, основатель издательства Freedom Letters . Ведущий программы Никита Василенко. А также Николай Александров с рубрикой “Книжечки”.
Гость подкаста “Зарубежье” – поэт, прозаик, переводчик, эссеист Алексей Макушинский, доцент Института славистики университета города Майнца. Алексей – сын писателя Анатолия Рыбакова.
Роман Алексея Макушинского «Димитрий» о российских смутах 1600-х и 1990-х, исторических шансах и «холодной, аки гелий» власти.
В своей новой книге писатель Алексей Макушинский задается вопросом, закончится ли когда-нибудь эта вечная, кровавая смута русской жизни, и если да, то кто ее остановит.
Журналист DW объясняет, как небольшой роман молодого писателя об однополой любви сегодня стал главной антивоенной книгой.
Генеральный директор премии “Большая книга” выступил против войны, уехал из России и основал издательство Freedom Letters. Здесь будут печататься книги, которые не могут быть изданы в России.
Оно выпускает переводы украинских авторов и роман о влюбленных мужчинах из Тольятти. Мы поговорили с его создателем Георгием Урушадзе, бывшим директором «Большой книги»
В первый день работы издательство представило десять книг, в том числе роман Сергея Давыдова «Спрингфилд», первое полное издание «Большой пайки» Юлия Дубова, поэтические сборники Евгения Клюева и Виталия Пуханова.
Интервью с писателем Сергеем Давыдовым о войне, эмиграции, прекрасной России будущего и о том, как написать роман поколения
Запрещенные в России книги будут публиковаться за границей
Экс-глава «Центра поддержки отечественной словесности» создал русское издательство вне России
В первый день работы Freedom Letters представило 10 книг, в том числе: роман Сергея Давыдова «Спрингфилд», первое полное издание «Большой пайки» Юлия Дубова, поэтические сборники Евгения Клюева и Виталия Пуханова.
Вы наверняка заметили, что нам чего-то стало остро не хватать.
Интервью с невероятным человеком, который придумал и делает свое Дело, счастлив этим, а еще — заражает всех вокруг своей энергией и оптимизмом.